История храма

ИСТОРИЯ ХРАМА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА
СЕЛА ЮРЬЕВСКОЕ СТАРИЦКОГО РАЙОНА
ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

Скромный Юрьевский сельский храм… Прохлада, полумрак, потрескивают свечи. С икон смотрят лики святых. Прихожан не много, но они все свои, ставшие за долгие годы родными и близкими. Из алтаря звучит голос батюшки, и начинается неспешная красивая служба. Немногочисленный хор поет по нотам. Кажется, само время в нем замедляет свой бег…
Старицкая земля – место древних поселений славян-кривичей. О тех далеких, долетописных годах напоминают древние городища и курганы. Наиболее ранние из них относятся к эпохе неолита, примерно к четвертому тысячелетию до нашей эры. Кажется, все исторические эпохи оставили след на Старицкой земле. Проведенные раскопки подтвердили, что в VIII-X вв. Верхневолжье было частью торгового пути, берущего начало в Киевской Руси на Ближний Восток. Река Волга сыграла решающую роль в развитии края. И неудивительно, что на ее высоких труднодоступных берегах, в условиях постоянной вражды между общинами и племенами, люди выбирали места для своих поселений.
Первые сведения о селе Юрьевское мы находим в «Писцовой книге Тверского уезда письма Ивана Петровича Заболоцкого и Михаила Иванова сына Усова Татищева» за 1539 – 1540 гг., где говорится: «За князем Юрьем Михайловичем Булгакова: село Юрьевское, а в нем церковь Егорей святой, (др) княж, (в) поп Мелентей, (в) ключник Куземка, а крестьян (в) Олексейка, (в) Олферко, (в) Гаврилко, (в) Олексейко, пашни в поле семдесят две чети, сена триста копен…»[217-218; 1]. Следовательно, в селе Юрьевское уже существовала церковь Георгия Победоносца. В это время село Юрьевское входило в волость Хорвач Юрьевского стана.
На возвышенной плоскости правого берега реки Волги, в 10 километрах от города Старицы и в 65 километрах от города Твери и расположено наше село Юрьевское. Его история уходит в глубокую древность. Местность вокруг селения, по всей видимости, была населена еще в языческие времена. К югу от села Юрьевское, между деревнями Рождествено и Клеопино, до сих пор сохранились поросшие лесом курганы, называемые сопками. В конце XIX века местный землевладелец, дворянин Бастамов провел раскопки нескольких курганов. В каждом из них он находил человеческие скелеты (по одному в каждой сопке), глиняные сосуды, различные металлические украшения: кольца, браслеты и т.п. Эти находки свидетельствуют о том, что курганы не что иное, как древние могилы[4; 2].
На запад от с. Юрьевское, в полукилометре находится холм весьма оригинальной формы, который у местных жителей носит название «Городок». Этот холм представляет собой усеченный конус с эллиптическим основанием, высотой от 3 до 5 сажен (5,3 – 8,8 м). Верхняя площадь его имеет в длину около 30 сажен (53 м), а в ширину около 15 сажен (26 м). Городок расположен на дне двух соединяющихся в этом месте оврагов, которые в древности, вероятно, были наполнены водой и представляли для него надежную защиту. Городок и до сих пор представляет довольно неприступное место. Несомненно, что холм этот не природный, а сооружен руками человека, но когда и для какой цели — преданий не сохранилось.
При раскопках «Городка» находили в большом количестве глиняные черепки, резцы речного бобра и предметы, напоминающие времена древности: выточенные из кости острые орудия, вероятно, служившие наконечниками стрел, сосуды из черной и красной глины и т. п. [4-5; 2]
Интересна история названия села. Почему «Юрьевское»? Старицкий краевед Зубарев в книге «Старица» высказал мысль, что село основано Юрием Долгоруким и названо его именем. Известно, что Юрий Долгорукий в 1147 году провел удачный поход на Новгородские владения и захватил г. Новый Торг. С тех пор Юрьевское стало служить опорным пунктом снабжения князей во время походов из Москвы в Новгород.
Другую версию названия села изложил краевед священник Алексей Ушаков в своей книге «Село Юрьевское и приписное к нему село Спасское». Он считает, что село Юрьевское получило свое название в честь Юрия – отца Ивана Юрьевича Шигоны-Поджогина, который в свою очередь основал Иванишский монастырь[16; 2]. Село Юрьевское являлось вотчиной этого монастыря и было приписано к нему в 1535 году.
Исходя из предания иванишских старожилов, в частности, псаломщика А. Колосова, прослужившего в церкви 50 лет, мы узнаем следующие сведения. На гробнице, находящейся в церковной ограде была высечена надпись, гласящая: «Здесь погребен схимонах Иона и схимонахиня Анисия»[10; 2]. О том, что схимонах Иона и Иван Юрьевич Шигона-Поджогин – одно и то же лицо, подтверждают документы, найденные А. Ушаковым в Тверском архиве. Сведения о личности И. Ю. Поджогина мы находим в вышеназванной книге А. Ушакова [9-16; 2]. В этой же книге мы находим, что «Иван Юрьевич построил деревянную церковь в селе Юрьевском и довольно обширный храм в Иванишском монастыре… Несомненно, что и церковь в селе Юрьевском была построена в период между годами 1534-1542, т.е. при жизни самого Ивана Юрьевича Шигоны-Поджогина»[15-16; 2].
По свидетельству цитируемой копии с описи вотчин Иванишского монастыря можно заключить, что село Юрьевское существовало даже в 1540 году. Кроме того, для определения древности села Юрьевского не лишне будет принять во внимание, что Старицкий мужской монастырь получил свое начало в 1110 г. (Историческое описание Старицкого монастыря игумена Арсения). Село Юрьевское, находящееся в 10 километрах от монастыря, несомненно было одним из первых поселений, куда свет христианской веры проник из Старицкой обители, а потому есть основание считать его одним из древнейших сел в Старицком уезде.
Во всяком случае, Юрьевское в 1627 году было уже селом и относилось к Тверскому уезду. Оно имело свой храм и при нем причт, состоящий из двух лиц: священника и пономаря. Приход церкви села Юрьевского тогда состоял только из пяти селений: с. Юрьевское, д. Горки на Суходоле (теперь д. Юрьевские Горки), д. Дубровки на реке на Волге (теперь д. Дубровино), д. Сасынье на реке на Волге, д. Свистуново на реке на Волге, в которых считалось 15 дворов… Вероятно и храм, построенный Иваном Поджогиным, по своим размерам соответствовал такому незначительному приходу и, конечно, был деревянный, потому что в 1685 году потребовал, если не полной перестройки, то во всяком случае капитального ремонта, т.к. имеются сведения, что в этом году храм в селе Юрьевском был освящен, и для него получен антиминс при архиепископе Тверском Сергии[16-17; 2].
Вотчину Иванишского монастыря составляли 56 селений. Данных о количестве народа в то время не имеется. Но после литовского разорения в начале XVII века описываемая местность представляла печальную картину почти полного запустения. Из 56 селений, группировавшихся около Иванишского монастыря, как видно из описи его владений за 1627 год, уцелело только шесть селений, включая сам монастырь (теперь село Иваниши). Остальные 50-т селений и в том числе три села: Корч, Остров и Улитино, очевидно, были оставлены жителями и уничтожены неприятелем[8; 2].
После литовского разорения история Юрьевской церкви и прихода получает большую определенность, и является возможность до некоторой степени хронологически следить за событиями.
Самый древний письменный памятник, случайно сохранившийся в Юрьевской церкви, из которого можно почерпнуть некоторые сведения, относящиеся к истории села Юрьевского, — это копия с описи вотчин Иванишского монастыря, писанная с оригинала, относящегося к 1627 году: «…да тогож монастыря вотчина село Юрьевское, а в нем церковь страстотерпца Христова Георгия, а в церкве образы и книги, ризы и всякое церковное строение Ивана Поджогина». Следовательно, первая документально известная нам церковь в селе Юрьевском была построена тем же лицом, которым построен доныне существующий храм в селе Иванишах, а именно – Иваном Поджогиным[9; 2].
Начиная с 1685года по 1864 год включительно храм неоднократно перестраивался, производились капитальные и текущие ремонты. «Но неудачный выбор подрядчика все-таки имел невыгодные последствия. Деревянный храм в селе Юрьевском, начатый перестройкою подрядчиком Сытиным и неизвестно кем оконченный, к 1864 г пришел в совершенную ветхость. Этот храм не имел печей, что в зимнее время представляло существенное неудобство для молящихся. В зимнее время сквозь щели в оконных рамах наносило столько снегу, что каждый раз необходимо было очистить от него церковный пол прежде, чем начать богослужение. Сквозной ветер усиливал холод. В летнее же время от дождей появлялась течь. Такое состояние храма представляло опасность для здоровья молящихся. К тому же приход села Юрьевского настолько вырос в численности, что ветхий храм, особенно в праздники, далеко не вмещал всех молящихся (к 1738 году приход села Юрьевского состоял уже из 96 дворов крестьян и двух домов помещиков)». Все вышеизложенные неудобства и вызвали вопрос об устройстве нового, более вместительного храма.
Инициатором по постройке ныне существующего в селе Юрьевском каменного храма был о. Михаил Рудаков. В 1864 году было получено разрешение на постройку храма, и в следующем 1865 году были начаты работы. Но в 1868 году о. Михаил умер, успев положить только начало этому доброму делу.
Самая большая часть забот и трудов по продолжению постройки храма легла на священника Гавриила Матвеевича Соколова. С Божией помощью, благодаря прихожанам и пожертвованиям посторонних благотворителей, в 1872 году храм был уже окончен постройкой. Под наблюдением новоторжского архитектора Г. Гребенщикова, о. Гавриил несколько изменил первоначальный план церкви: вместо пяти глав, как предполагалось ранее, над церковью было решено построить одну. Вследствие такого изменения в плане, Юрьевский храм получил более величественный вид с внешней стороны и ничего не потерял в красоте и благолепии внутри. Напротив, широкий купол, имеющий в диаметре 4 саж.(7 м) и просветленный 12-ю симметрически расположенными большими окнами, дает много света и воздуха[22; 2].
При о. Гаврииле были освящены три придела вновь устроенного храма. Первым – 3 ноября 1874 г. – был освящен правый придел в теплом храме в честь Казанской Божией Матери. Вторым – в 1875 г. – был освящен левый придел в теплом храме во имя Живоначальной Троицы. Третьим – в 1889 г. – был освящен главный придел в летней половине храма в честь св. великомученика Георгия Победоносца[22-23; 2].
25 лет строил и благоукрашал храм священник Гавриил Соколов. И сейчас мы чтим память незабвенного пастыря, будучи добрым и чутким человеком, пользовавшегося большой любовью и заслуженным авторитетом, как среди духовных лиц, так и среди своих прихожан. 22 июля 1891 года, после тяжелой болезни о. Гавриил скончался стоя на коленях при чтении молитвенного правила. Похоронен о. Гавриил в церковной ограде за алтарем главного предела – святого великомученика Георгия Победоносца.
Наконец, последний четвертый придел, находящийся с южной стороны главного придела в холодном храме, был освящен в честь св. пророка Илии в 1893 г. 22 октября, по благословению Высокопреосвященнейшего Саввы, архиепископа Тверского и Кашинского, при священнике Алексии Ушакове. Этот придел был устроен на средства крестьян дер. Сорокино и посвящен памяти св. пр. Илии потому, что Сорокино некогда принадлежало к приходу села Ильинского, где был храм в честь св. пророка Илии. Вследствие перенесения храма из с. Ильинского в с. Глебово расстояние между Сорокиным и храмом значительно увеличилось, и посещать богослужения Сорокинским жителям стало неудобно. Это обстоятельство и послужило ближайшим поводом к переходу крестьян дер. Сорокино в приход с. Юрьевского[23; 2].
В 1876 году старая деревянная церковь была уничтожена, а на ее месте поставлен каменный столб с крестом наверху (ныне на этом месте стоит жилой дом рядом со старым кладбищем).
Новый Юрьевский храм и по внешнему виду и по внутреннему благолепию не уступал лучшим храмам уездных городов епархии, хотя в то же время богатством и не отличался[26; 2]. Храм окружен деревянной оградой с каменной тройной аркой для входа. Кругом ограды роскошно разрослись березы и ветлы, которые надежно защищали храм от пожаров[23-24; 2].
Храм села Юрьевского каменный, одноглавый, византийского стиля. Вышина его в фасаде от основания до купола 11 саж. (20 м). Купол имеет 4 саж. (7 м) в диаметре и просветлен 12-ю окнами без решеток; на нем восьмиконечный железный крест, окрашенный в желтый цвет.
Над папертью устроена двухъярусная колокольня, имеющая, от основания до вершины купола, 16 саж. (28 м) высоты. Над куполом возвышается шпиль, обитый белой жестью, с железным крестом, окрашенным желтой краской. Церковный звон состоит из 5 колоколов: первый, весом в 205 пудов (3280кг), сооружен на средства прихожан в1893 году, лит в С.-Петербурге на заводе Орлова; второй колокол, весом в 51 пуд 15 ф. (823 кг), лит в Москве в 1861 году; остальные три малые колокола неизвестно какого веса и где литы. Церковь крыта железом, и крыша окрашена медянкою; наружные стены оштукатурены и выбелены известью. На полукруглом выступе стены главного алтаря помещено изображение Спасителя, писанное акварелью. Церковь имеет три входных двери: одну в паперти и две – северную и южную – в холодной половине. Над северной и южной входными дверями устроены навесы, поддерживаемые высокими массивными колоннами из белого камня, добываемого в берегах р. Волги местными жителями. Над входной дверью в паперть помещена в 1895 г. икона благословляющего Спасителя, писанная масляными красками на полотне[24-25; 2].
Из числа достопримечательностей Юрьевского храма главное место занимали местно чтимые иконы Спасителя и Смоленской Божией Матери. Эти иконы помещались в пролете между приделами теплого храма и были принесены сюда из уничтоженной старой церкви[35; 3]. Не нужно было быть знатоком живописи, чтобы признать за ними глубокую древность. Обе иконы одинакового размера и украшены медными посеребренными ризами, которые были сделаны из пожертвования доброхотных дателей в 1806 году. Размер икон следующий: длина их 1 арш. 8 вершк. (108 см) и ширина 1 арш. 3 вершк. (85 см) — ныне не сохранились[27-28; 2].
Священник Алексий Ушаков в своей книге « Село Юрьевское и приписное к нему село Спасское Старицкого уезда Тверской губернии» очень подробно описывает внутреннее благолепие и убранство Георгиевской церкви времени своего служения в нем после о. Гавриила.
В 1885 году Юрьевский храм посетил Преосвященный Антонин, бывший епископ Старицкий. Он обратил особое внимание на местно чтимые иконы, но одобрил и новую живопись, особенно в теплой церкви, где все иконы в обоих иконостасах писаны г. Шишкиным, получившим образование в Академии художеств[28; 2].
В конце XVIII в. – первой четверти XIX века г. Калязин Тверской губернии славился своими иконописцами и мастерами иконостасного дела. Особое место среди них занимала династия Шишкиных. Первым был Михаил Иванович Шишкин, основавший в Калязине иконостасную мастерскую, просуществовавшую до 1917 года. Он имел большую семью: жена, трое сыновей, которые в свою очередь имели жен и многочисленных детей. Иконостасы многих церквей вышли из мастерских Шишкиных. Многие иконостасы были участниками и призерами Всемирных выставок.
В 1862 году в Академию художеств в С.-Петербурге поступил Алексей Васильевич Шишкин. По окончании Академии ему присвоили звание классного художника III степени. Всю свою Жизнь Алексей Васильевич посвятил иконописи. Предполагается, что именно он был автором икон в иконостасах Казанского и Троицкого приделов в Георгиевской церкви села Юрьевского Старицкого уезда Тверской губернии.
В описи церкви, составленной в 1874 году, сообщается, что образы в обоих иконостасах писаны художником Шишкиным на липовых досках «под тон греческого образописания». Об этом писал и священник Алексий Ушаков, добавляя, что Шишкин получил образование в Академии художеств. Иконостасы, предполагается, тоже изготовлены в мастерских Шишкина. Стенная живопись в Георгиевской церкви также предполагается работы Алексея Васильевича Шишкина.
Приход Юрьевской церкви постоянно увеличивается: в 1822 году к приходу присоединяется дер. Сорокино; в 1877году — приписывается Спасская церковь вместе с четырьмя деревнями, принадлежащими приходу этой церкви, «по малому числу прихожан и скудости содержания, получаемого причтом»[30; 2].
В 1898году в Юрьевском «приходе числится 376 дворов, с населением мужескаго пола 1290 душ и женскаго 1460 душ»[29; 2].
Причт при церкви села Юрьевского состоял из трех членов: священника, диакона и псаломщика[30; 2].
В тоже время Алексей Ушаков свидетельствует о том, что происходят перемены сельского образа жизни на городской.
Более половины населения прихода уходит на заработки в Москву и С.-Петербург… Самым главным и, можно сказать, почти общим промыслом у Юрьевских прихожан становится мелочная торговля с лотка продуктами потребления в столичных городах и пригородных дачах. Этот промысел, кроме других непривлекательных сторон, имеет ту особенность, что совершенно отучает крестьянина от физического деревенского труда[31-32; 2].
Развился особый род нищенства – пьяницы. Они переходят из прихода в приход, от праздника к празднику, и в этом состоит их главное занятие и средство к жизни… Участились конокрадство и более или менее крупные кражи. Нередки случаи хищения церковного имущества[33; 2].
Но среди печальных явлений приходской жизни, во многих случаях составляющих лишь исключения, не могут не обратить на себя внимание и явления отрадные. Прихожане села Юрьевского, в общем отличаются набожностью и любовью к храму Божию: каждый воскресный день, а особенно в праздники, не смотря ни на дурную погоду, ни на почти непроходимую дорогу, например в весеннее время, — церковь всегда бывает полна молящихся. Не смотря также на неудобства посещать вечерние богослужения, производимые по воскресным дням Великого поста, в церковь все-таки собиралось каждый раз не менее 200 слушателей[34; 2]. Крестьяне часто собирались в одной избе для чтения книг религиозно-нравственного содержания. Такой любовью и стремлением к приобретению полезных знаний местное население обязано земской школе, открывшейся в селе Юрьевском в 1879 году при священнике Гаврииле Матвеевиче Соколове.
В те времена «почти повсеместно главным деятелем по устройству школ являлось духовенство; так было и у нас, в Юрьевском. Школа была устроена отчасти на церковные средства (куплен был лес), отчасти на средства прихожан, при деятельном участии местного священника… Школа всегда переполнена учащимися (около 100 чел.). Законоучителем в школе состоял местный священник Алексий Ушаков, учительницами — дочери умершего священника Гавриила Соколова. Одна из них (Мария Гавриловна Соколова) получила образование в Тверской учительской школе Максимовича, а другая – (Раиса Гавриловна Соколова) – в Ржевском Епархиальном училище»[35; 2].
С 1902-1903 учебного года открылись занятия в Сасынской церковно-приходской школе, а с 1903-4-го учебного года – в Сорокинской ЦПШ. Эти школы строились на средства крестьян частично из сумм Священного Синода (пособия: 450 руб. и 900 руб. соответственно).
В школах Юрьевского прихода обучались и дети крестьян соседних приходов: Михайловского, Чукавинского и Глебовского.
Большим событием в церковной жизни Юрьевского прихода стало приобретение в 1897 году, в собственность церкви, дома для священника. Стоимость дома составила 1200 рублей, с уплатой денег в разсрочку по 200 руб. в год. Это стало возможным благодаря разрешению Высокопреосвященнейшего Димитрия, Архиепископа Тверского и Кашинского и старосты села Юрьевского, крестьянина Нила Константинова, пользующегося справедливым уважением среди прихожан.
При том же старосте и его помощнике крестьянине Льве Яковлевиче Сперанском в 1900 году в селе Юрьевском был открыт церковный кирпичный завод с целью изготовления материала для постройки вокруг церкви кирпичной ограды с железными решетками.
К великому сожалению история движется не только благими порывами. Большевики, придя к власти в 1917 году, нанесли страшный удар всему православному миру.
2 января 1922 года Президиум ВЦИК принимает постановление «О ликвидации церковного имущества». Постепенно разворачивается истерия против Русской Православной Церкви. В каждом номере газет – негативные статьи о Православной Церкви – социальный заказ власти. Очевидна и цель заказчика: настроить общественное мнение против Церкви. Под предлогом помощи голодающим Поволжья реквизировались все предметы церковного назначения, вплоть до метрических книг и богослужебной литературы.
Одним из основных объектов нападок большевиков стали церковные колокола. Крестный час колоколов пришел в 1927-1929 годах. Не обошла стороной страшная трагедия и колокольню Георгиевской церкви. Жительница нашего села Кузнецова Нина Ивановна (ум. 2007 г) передала рассказ своей мамы о том, как сбрасывали большой 205-пудовый колокол: «…собравшиеся люди стояли вокруг церкви на коленях, молились и плакали, смотря на разлетавшиеся осколки любимого колокола».
(В октябре 2018 года при копке траншеи для проведения водопровода в храм с северной стороны колокольни был найден осколок этого большого колокола весом 1 кг 600 г. Его обнаружил уроженец нашего села Виктор Матвеев 1973 г.р.) (фото)
Конец 20-х – середина 30-х годов XX столетия стал временем массового закрытия церквей и приходов.
В 1939 году была закрыта Юрьевская церковь и отдана под склады колхоза и сельпо.
В это время, сталинский тезис об усилении классовой борьбы по мере продвижения к социализму развязал руки не только НКВД, но и атеистам. Прокатилась волна репрессий против верующих и особенно священнослужителей.
По рассказам жительницы нашего села, Нины Ивановны Федоровой (ум. 2007 г.), диакон Петр Колоколов, служивший в Георгиевской церкви, был умучен в г. Старица и привезен на телеге в село Юрьевское мертвым.
При закрытии церквей большая часть икон сжигалась на кострах или разрубалась на дрова. В некоторых местах была организована добыча золота из икон[49; 3].
Не менее чудовищная картина событий развернулась и в нашем селе. Приехавшие из Старицы представители власти, в приказном порядке, заставили нескольких мужчин из села соорудить костер для сжигания церковных книг и икон. Рядом установили чан с кислотой, в который бросали ризы с икон для сбора золота. Многие стоящие за церковной оградой женщины протягивали руки и просили отдать им ту или иную икону. Благодаря этому, в наш храм вернулись некоторые иконы: «Явление по воскресении Иисуса Христа ученикам и Фоме», «Нерукотворный Спас», Божия Матерь «Смоленская», великомученика Георгия Победоносца и святого благоверного Александра Невского, великомученика и целителя Пантелеимона.
Несмотря на запреты и угрозы со стороны властей даже после закрытия прихода в 1932 г [66; 3], священник Алексей Ушаков продолжал исполнять церковные требы. Многие люди крестились. Отпевали умерших вплоть до 1939 года, когда храм был закрыт на замки.
Здание храма было отдано колхозу под склад для хранения семян и с/х инвентаря. Здесь же располагался и склад сельпо.
Рядом с храмом за церковной оградой располагалась сельская семилетняя средняя школа. На 1936 год в ней числилось 253 ученика и 9 преподавателей. Поэтому дети всегда были свидетелями всех тех страшных событий, которые происходили в церкви и вокруг нее.
Вспоминая события того времени Нина Ивановна Федорова (в девичестве Кузнецова, 1924 – 2007 гг.) жительница с. Юрьевское и Николай Александрович Гусев (ум. 2009 г.) житель с. Благинино рассказали историю, которую потом назвали «Чудо в Юрьевском храме». Этот рассказ записала староста храма Л. А. Непомнящая в 2003 году.
«Это было перед войной… Храм был закрыт. На дверях висели большие амбарные замки. Власти не разрешали батюшке открывать храм и служить, ключи находились в г. Старица. Мы учились в школе, нам было по 14 – 15 лет. Директор школы Петр Зайцев был атеистом и говорил нам: «Не ходите в храм». Однажды, сидя на уроке, мы услышали громкое пение, которое доносилось из храма. Многие ученики, не обращая внимания на грозные окрики директора и учителей, через открытые окна выскочили из школы и побежали к храму. Мы все повисли на решетках окон как «гроздья винограда». На дверях храма висели замки, а в нем шла служба. Один хор, мужской поет: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав…». А другой, женский: «Пасха красная! Пасха, Господня Пасха…»
Нина Ивановна не может сдержать слезы и продолжает: «И люди плакали: храм закрыт, а служба идет. И так было всю неделю, с первого дня Пасхи до Фомина воскресенья».
В 1939 году в селе насчитывалось 51 крестьянское хозяйство с населением 241 человек. Война перечеркнула мирную жизнь людей. Мужчины ушли на фронт. Многие жители села уехали на Урал работать на оборонных заводах.
(2 немецких фото)
Немецкие войска были в селе с 12 октября 1941 года по 1 января 1942 года. Но даже за короткий срок оккупации села немцы совершили свои злодеяния. Были разрушены и сожжены дома, уничтожены сельскохозяйственные постройки, скот, птица. В селе Юрьевское были привезены и расстреляны неизвестные люди, в дер. Саначино в сарае сожжены военнопленные красноармейцы. Из воспоминаний местных жителей известно, что на колокольне храма немцами был установлен пулемет, из-за чего при освобождении села погибло много народа, в том числе 27 разведчиков – сибиряков. Все умученные и погибшие советские воины похоронены в братской могиле в центре села.
После ухода немцев в селе сохранилось несколько домов, в том числе дом священника Гавриила Соколова, где находился немецкий штаб. В этом же доме проживал и священник Алексий Ушаков, зять о. Гавриила. (фото)
В 1942 году вновь открыла свои двери Юрьевская неполная средняя школа.
20 октября 1943 года умер о. Алексий Ушаков от отека легких, о чем свидетельствует справка, выданная Тверским архивом. (фото справки)
В 1950 году произошло объединение колхозов. Село Юрьевское стало административным центром.
После долгих лет коммунистического разорения храмов, Россию озарила весна покаяния. И когда появилась возможность, население села Юрьевское поставило вопрос о передаче здания Георгиевского храма Православной Церкви и об организации приходской общины в сельском округе.
В 1978 году храм получил статус памятника архитектуры, но лишь в начале 90-х годов из него был выведен колхозный склад, а в 1996 году началась подготовка к открытию прихода.
Летом 1997 года церковная община была зарегистрирована управлением юстиции Тверской области. Костяк приходского актива составляли – Непомнящая Л. А., Жалонкина Л. Л., Ежова А. Н., Петрук И. В., Гусев Н. А. и др. Приход начал свою деятельность. Дважды по всему сельскому округу собирались средства. Был произведен ремонт полов, окон. В пределе Святой Живоначальной Троицы оборудован алтарь: сооружены престол, жертвенник. Поставлен иконостас, изготовлены подсвечники. Некоторые сельчане, которые имели иконы, в том числе и храмовые, принесли их и пожертвовали церкви. Из помещения летнего храма были вывезены остатки колхозного имущества. Все работы производились силами прихожан, большую помощь оказала молодежь села. И вот, 16 ноября 1997 года, в осенний день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, в день, который был издревле праздничным в селе Юрьевское, в Георгиевском храме состоялось первое после времен большевистского опустошения богослужение – глубоко трогательное и волнующее для прихожан. Оно было совершено благочинным Ржевского благочиннического округа Тверской Епархии протоиереем Олегом Чайкиным (ум. 2012г). (фото прот. Олега)
Первые годы постоянного священника на приходе не было. И только благодаря попечению и заботе о. Олега в храме постоянно совершались богослужения. По воскресным и праздничным дням приезжали священники Ржевского благочиния и совершали Божественные литургии, исполняли церковные требы – крестили, исповедовали, причащали и т.д. (фото священников: о. Валерия Макарова, о. Алексея Ипполитова, о. Сергия Смирнова)
4 ноября 1999 года, в день Казанской иконы Божией Матери, службу в качестве настоятеля Георгиевского храма совершил священник Димитрий Курдюков(78; 3). За его 9-летнее руководство приходом храм существенно обновился. Главное – была отремонтирована кровля храма: заменена стропильная часть, крыша покрыта оцинкованным железом, произведен ремонт окон, печей. При этом в храме велась постоянная богослужебная деятельность. Совместно со старицким краеведом Шитковым А. В. была издана книга «История церкви Георгия Победоносца села Юрьевское Старицкого района».(фото о. Димитрия и Шиткова А.В.)
В 2008 году о. Димитрий Курдюков был переведен в церковь Казанской Божией Матери г. Твери. По совместительству на приход был назначен настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы из с. Иванищи священник Иоанн Носков. (фото)
Прихожане Юрьевского храма молились о том, чтобы на приходе был свой постоянный священник. Неоднократно посылались прошения Архиепископу Тверскому и Кашинскому Виктору и Благочинному Ржевского округа протоиерею Олегу Чайкину. Господь услышал наши молитвы.
В марте 2010 года настоятелем Георгиевской церкви был назначен священник Алексий Дмитриев.
Здесь надо сказать правдиво о тех переменах, которые произошли в нашей стране и конкретно в Юрьевском сельском округе и в самом селе Юрьевское. Разрушилось сельское хозяйство, колхозы прекратили свое существование. Юрьевский с/округ в полном составе вошел в Архангельский с/округ. В дер. Сорокино закрылись начальная школа и детский сад, в с. Юрьевское неполная средняя школа превратилась в начальную школу (на момент закрытия неполной школы в селе было порядка 60-ти детей школьного возраста). Закрыли медпункт, сократив при этом должности фельдшера и санитарки.
Все эти преобразования послужили причиной переезда трудового сельского населения в города с целью поиска подходящей работы. Престарелые люди стали уезжать в города на проживание к детям. По данным на 2015 год в бывшем Юрьевском сельском округе насчитывалось без малого 600 человек.
В таких условиях о. Алексию потребовалось приложить большие усилия по дальнейшему возрождению храма и духовной жизни прихода. В небольшом количестве, но все же сохранился основной состав церковного прихода. В своей пастырской деятельности батюшка поставил на первое место богослужебную деятельность и исполнение всех церковных треб. Продолжились работы по реставрации и благоустройству храма и территории вокруг храма: по границам закрепленной территории установлена временная церковная ограда, заменены все окна в теплом и холодном частях храма, произведена замена электропроводки, проведено и установлено газовое отопление, облагорожена территория вокруг храма, установлены поклонные кресты на бывшем кладбище внутри церковной ограды и на воинском захоронении в центре села, приведена в порядок могила священника Гавриила Соколова за главным алтарем храма.
8 мая 2012 года наш храм освятили мощи святого великомученика Георгия Победоносца. Перед ковчегом с десницей святого Георгия при большом стечении народа был отслужен молебен. А уже в августе этого же года с Божией помощью наш храм принял на поклонение верующим две частицы мощей: святого великомученика Георгия Победоносца и святого преподобного Иосифа Волоцкого чудотворца.
Летом 2013 года по инициативе о. Алексия, на деньги прихожан и добровольных жертвователей, были заказаны и отлиты 7-мь колоколов (160, 80, 43, 24, 16, 12 и 8кг) на заводе братьев Шуваловых по старинной технологии в г. Тутаев Ярославской области. 19 сентября настоятель храма иерей Алексий торжественным чином освятил колокола. В этот же день с Божией помощью собравшиеся сельчане и гости, используя веревки и блоки, в ручную подняли колокола на колокольню. На праздник Рождества Пресвятой Богородицы колокола впервые после долгого молчания возвестили о начале праздничного богослужения.
6 мая 2016 года на престольный праздник, в день памяти святого великомученика Георгия Победоносца, колокола зазвучали во всей своей красоте — на колокольне была установлена система «электронный звонарь». Сбылась надежда и мечта сельчан «…что рано и ли поздно мы еще услышим забытое чудо колокольного звона. И поплывет вновь над Старицкой землей мелодичный перезвон колоколов»[47; 3]. Средства на приобретение колоколов собирали всем миром несколько лет. Имена многих благотворителей отлиты на самом большом из приобретенных колоколов весом в 160 кг.
В июне 2018 года по решению приходского собрания начались работы по подготовке к празднованию в 2022 году 150-летия окончания строительства нынешнего каменного строения нашего храма. Основные работы развернулись в холодном помещении храма, где располагается главный предел в честь вмч. Георгия Победоносца и св. пророка Илии.
На примере нашего прихода можно сказать, что духовная жизнь в селах налаживается. Появляется все больше людей неравнодушных при виде поруганных и разоренных храмов, желающих оказать посильную помощь в разных сферах деятельности церковного прихода. Всякую лепту Господь приемлет, если она принесена с верой в Бога, с любовью к ближнему и с чувством покаяния.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Писцовая книга Тверского уезда письма Ивана Петровича Заболоцкого и Михаила Иванова сына Усова Татищева за 1539 – 1540 гг. /В кн. Писцовые материалы Тверского уезда XVI века/ Сост. А. В. Антонов, М., 2005.
Свящ. Ал. Ушаков. Село Юрьевское и приписное к нему село Спасское Старицкого уезда Тверской губернии. г. Старица, Тверской губ., Тип. И. П. Крылова, 1903. – 56 с.
Шитков А. В. История церкви Георгия Победоносца села Юрьевское Старицкого района. Старица, Тверской обл., 2007. — 202 с.

Просмотрено 938 раз

Перейти к верхней панели